Поиск по сайту

Доклад «О состоянии законодательства Ульяновской области по вопросам, отнесённым к сферам деятельности Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области при осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора) и регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в 2023 году»

          В соответствии с пунктом 2.11 Положения о правовом мониторинге в Ульяновской области, утверждённого указом Губернатора Ульяновской области от 21.05.2019 № 44 «О правовом мониторинге в Ульяновской области» проведён мониторинг законодательства Российской Федерации и Ульяновской области, регулирующего правоотношения по  осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) и регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

        Целью настоящего доклада является системный анализ состояния законодательства в сфере  деятельности Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области (далее – Агентство) в 2023 году, а также выработка предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования.

Агентством проведён мониторинг 36 нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе:

Жилищного кодекса Российской Федерации,

Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»,

постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1670 «Об утверждении общих требований к организации  и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)»,

постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»,

приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

 

         Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере осуществления регионального государственного жилищного контроля (надзора)

 

1. Описание системной проблемы в рассматриваемой отрасли законодательства.

Частью 4 статьи 76 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) установлено, что осмотр не может проводиться в отношении жилого помещения, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.

В целях реализации полномочий по государственному жилищному надзору в части соблюдения обязательных требований законодательства к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах,  к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов необходимо проведение осмотров и инструментального обследования в жилых помещениях.

Предложение: предусмотреть в статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) право жилищного инспектора беспрепятственного по предъявлении служебного удостоверения и копии решения руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении контрольного (надзорного) мероприятия в виде инспекционного визита или выездной проверки с согласия собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей жилых помещений  по договорам социального найма, нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования посещать такие помещения в многоквартирном доме и проводить в них осмотры и инструментальное обследование.

2. Описание системной проблемы в рассматриваемой отрасли законодательства.

Пунктами 31 и 33 постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1670 «Об утверждении общих требований к организации  и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)» (далее – Общие требования) установлен исчерпывающий перечень контрольных (надзорных) действий, совершение которых допустимо в ходе проведения инспекционного визита и выездной проверки.

При проведении выездной проверки не предусмотрено действие по истребованию документов. При этом проведение инструментального обследования возможно только в ходе выездной проверки.

Вместе с тем истребование актов сезонных осмотров, графиков выполнения работ, актов выполненных работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, выписки из журнала учёта заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах или  из  автоматизированной системы учёта таких заявок (при её наличии), акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ, акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность и других документов, является необходимым условием для объективной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Предложение: дополнить пункт 33 Общих требований положением, предусматривающим контрольное действие по истребованию документов при проведении выездной проверки.  

3. Описание системной проблемы в рассматриваемой отрасли законодательства.

В правовом регулировании правоотношений по обеспечению безопасности использования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования имеется ряд проблем.

Частью 21 статьи 164 ЖК РФ предусмотрено, что договоры об оказании услуг и (или) о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, заключенные собственниками помещений в многоквартирном доме, осуществляющими непосредственное управление таким домом, должны быть размещены в  ГИС ЖКХ лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, (далее – специализированными организациями).

При этом приказ Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – приказ № 74/114/пр) не предусматривает размещение специализированными организациями сведений о договорах об оказании услуг и (или)  о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, заключенных собственниками помещений  в многоквартирном доме, осуществляющими непосредственное управление. Техническое размещение соответствующей информации в ГИС ЖКХ также не предусмотрено.

На основании изложенного необходимо внесение изменений в приказ  № 74/114/пр и обеспечение технической возможности размещения вышеуказанных сведений в ГИС ЖКХ.

 

Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами

 

1. Описание системной проблемы в рассматриваемой отрасли законодательства.

          При проведении выездной проверки в ходе осуществления лицензионного контроля не предусмотрено контрольное (надзорное) действие по истребованию документов. При этом проведение инструментального обследования возможно только в ходе выездной проверки (пункт 50 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110  «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее – Положение о лицензировании).

Вместе с тем истребование документов (например, актов сезонных осмотров, графиков выполнения работ, актов выполненных работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, выписки из журнала учёта заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах или из  автоматизированной системы учёта таких заявок (при её наличии), акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ, акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность и других документов) является необходимым условием для объективной оценки соблюдения контролируемыми лицензионных требований.

Предложение:  дополнить пункт 50 Положения о лицензировании положениями, предусматривающими действие по истребованию документов при проведении выездной проверки.  

2. Описание системной проблемы в рассматриваемой отрасли законодательства.

При отнесении объектов лицензионного контроля  к категориям риска Агентством установлена невозможность проведения категорирования в отношении части объектов контроля по установленным Положением о лицензировании группам вероятности «1» и «2». В силу положений части 4 статьи 24 Федерального закона № 248-ФЗ деятельность таких лицензиатов считается отнесённой к категории низкого риска.

В результате правоприменения нарушается принцип стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований, установленный Федеральным законом № 248-ФЗ.

Предложение: внести изменения в приложение к Положению о лицензировании, изложив абзацы пятый и шестой указанного приложения в следующей редакции:

«К группе вероятности «1» относится деятельность лицензиатов, у которых в течение последних 3 лет при проведении планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия были выявлены нарушения лицензионных требований, а также выявленные нарушения лицензионных требований не были устранены.

В иных случаях деятельность лицензиатов относится к группе вероятности «2».».

    ?
    Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
    Расскажите о проблеме
    Написать сообщение

    Новости