Поиск по сайту

Доклад «О состоянии законодательства в сфере деятельности Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области в 2022 году»

          В соответствии с пунктом 2.11 Положения о правовом мониторинге  в Ульяновской области, утверждённым указом Губернатора Ульяновской области от 21.05.2019 № 44 «О правовом мониторинге в Ульяновской области» проведён мониторинг законодательства Российской Федерации и Ульяновской области, регулирующего правоотношения  по  осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) и регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – лицензионный контроль).

        Целью настоящего доклада является системный анализ состояния законодательства в сфере  деятельности Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области (далее – Агентство) в 2022 году, а также выработка предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования.

          Проведён мониторинг 34 нормативных правовых актов Российской Федерации.

          В целях реализации полномочий Агентства, а также положений федерального законодательства Агентством разработаны и приняты следующие акты:

          Закон Ульяновской области от 30.05.2022 № 44-ЗО «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ульяновской области»;

          Закон Ульяновской области от 29.08.2022 № 84-ЗО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области»;

          постановление Правительства Ульяновской области от 08.08.2022 № 451-П «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области»;

          постановление Правительства Ульяновской области от 11.11.2022 № 678-П «О внесении изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 15.06.2015 № 273-П»;

          распоряжение Губернатора Ульяновской области от 28.03.2022 № 253-р «О признании утратившим силу распоряжения Губернатора Ульяновской области от 08.11.2021 № 1047-р»;

         указ Губернатора Ульяновской области от 03.08.2022 № 89 «О внесении изменения в указ Губернатора Ульяновской области от 03.04.2020 № 41».

          В связи принятием постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2022 № 117 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110 и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» Агентством приняты следующие нормативные правовые акты:

         постановление Правительства Ульяновской области от 25.02.2022 № 103-П «Об утверждении Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Ульяновской области»;

         постановление Правительства Ульяновской области  от 18.03.2022 № 124-П «О правовом регулировании отдельных вопросов осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Ульяновской области»;

        постановление Правительства Ульяновской области от 04.05.2022 № 219-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 27.10.2014 № 487-П»

За отчётный период актов прокурорского реагирования Ульяновской области на принятые нормативные правовые акты не вносилось.

Все проекты нормативных правовых актов Ульяновской области в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы размещались в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином регионального интернет-портале в соответствии  с Указом Губернатора Ульяновской области от 28.11.2017 № 90 «О едином региональном интернет-портале для размещения проектов нормативных правовых актов Ульяновской области в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы», а также  на официальном сайте Агентства. Замечаний на проекты не поступало.

 

         Результаты мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2022 год.

          1. Статьи 20 и 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), статьи 76 Федерального закона № 248-ФЗ. 

         Предметом и регионального государственного жилищного надзора (контроля) (далее – жилищный надзор) является соблюдение обязательных требований законодательства к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме (далее – обязательные требования) (пункт 1 части 1 статьи 20 ЖК РФ).

         Согласно части 3 статьи 196 ЖК РФ организация и осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – лицензионный контроль)  регулируются Федеральным законом  № 248-ФЗ.

          Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия в сфере лицензионного контроля необходимо проведение осмотра жилого помещения  и инструментальное обследование с целью оценки соблюдения лицензионных требований, в т.ч. к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и качеству оказания коммунальных услуг.

         Частью 4 статьи 76 Федерального закона № 248-ФЗ установлено, что если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля, осмотр не может проводиться в отношении жилого помещения.

          Без проведения осмотров жилых помещений в рамках контрольных (надзорных) мероприятий невозможна оценка соблюдения обязательных и лицензионных требований, что препятствует реализации полномочий в сфере лицензионного контроля и жилищного надзора.

          На основании вышеизложенного считаем необходимым:

в статьи 20 и 196 ЖК РФ внести изменения, предусматривающие право должностных лиц органа государственного жилищного надзора с согласия собственников (пользователей) жилых помещений посещать такие помещения и проводить  в них осмотры и инструментальное обследование.

           2.  Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110  «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее – постановление № 1110)

Описание системных проблем в рассматриваемой отрасли законодательства.

          При проведении процедуры отнесения объектов лицензионного контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее – категории риска), предусмотренным постановлением № 1110, установлено следующее.

          Так, к группе вероятности «1» отнесена деятельность лицензиатов при наличии неисполненного вступившего в законную силу в течение последних 2 лет  на дату принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска постановления о назначении административного наказания лицензиату – юридическому лицу, его должностным лицам или лицензиату – индивидуальному предпринимателю за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3                    статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее – КоАП РФ).

         К группе вероятности «2» отнесена деятельность лицензиатов,  у которых в течение последних 3 лет при проведении планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не были выявлены нарушения лицензионных требований, а также выявленные нарушения лицензионных требований устранены.

Вместе с тем при проведении категорирования по установленным группам вероятности «1» и «2» выявлены лицензиаты, у которых не имеется неисполненных постановлений о назначении административных наказаний, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, но при этом в течение последних 3 лет при проведении планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия были выявлены неоднократные нарушения лицензионных требований, а также выявленные нарушения лицензионных требований не были устранены. Деятельность таких лицензиатов невозможно отнести ни к одной из установленных групп вероятности.

В результате правоприменения нарушается принцип стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований, установленный Федеральным законом № 248-ФЗ.

          На основании вышеизложенного считаем необходимым:

          внести изменения в приложение к Положению о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённому постановлением № 1110, изложив абзацы пятый  и шестой указанного приложения в следующей редакции:

         «К группе вероятности «1» относится деятельность лицензиатов, у которых в течение последних 3 лет при проведении планового  или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия были выявлены нарушения лицензионных требований, а также выявленные нарушения лицензионных требований не были устранены.

         В иных случаях деятельность лицензиатов относится к группе вероятности «2».».

 

         Результаты мониторинга правоприменения в Ульяновской области на 2022 год.

1. Статья 5 Закона Ульяновской области от 05.07.2013 № 108-ЗО «О регулировании некоторых вопросов в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области» (далее – Закон  Ульяновской области № 108-ЗО).

Частями 2 и 3 статьи 172 ЖК РФ предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки представления в орган государственного жилищного надзора сведений о формировании фонда капитального ремонта.

Статья 172 ЖК РФ, определяющая контроль за формированием фонда капитального ремонта, а также иные федеральные законы непосредственного порядка осуществления данного контроля не устанавливают.

Кроме того, органам государственной власти субъектов Российской Федерации законодательством Российской Федерации  не предоставлено право устанавливать такой порядок.

В связи с чем наименование и содержание части 1 статьи 5 Закона Ульяновской области № 108-ЗО не соответствуют положениям статьи 172 ЖК РФ.

В целях решения указанного проблемного вопроса Агентством государственного строительного надзора Ульяновской области совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области  обеспечено приятие  Закона Ульяновской области от 30.05.2022 № 44-ЗО «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ульяновской области».

          2. Постановление Правительства Ульяновской области «Об утверждении порядка принятия решения по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера».

Согласно части 6 статьи 189 ЖК РФ в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 5 указанной статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем в Ульяновской области соответствующий нормативный правовой акт до настоящего времени не принят.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 № 1702 утверждены Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности (далее соответственно – Правила, государственный контроль).

Предметом государственного контроля является, в том числе, соблюдение требования к осуществлению капитального ремонта в объёме, необходимом     для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в случае возникновения таких аварии и ситуаций (подпункт «к» пункта 6 Правил).

В целях решения указанного проблемного вопроса считаем необходимым:

Издание постановления Правительства Ульяновской области «Об утверждении порядка принятия решения по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера».

Соответствующие нормативные правовые акты приняты в Волгоградской области, Тульской области, Чувашской Республике.

    ?
    Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
    Расскажите о проблеме
    Написать сообщение

    Новости