Поиск по сайту

Реформа контроля и надзора: что изменилось в 2022 году

РЕФОРМА КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА:

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В 2022 ГОДУ

 

С 1 января 2022 года осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Ульяновской области (далее – жилищный надзор) осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре)                      и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее Федеральный закон    № 248-ФЗ).

Положение о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) на территории Ульяновской области, утверждено постановлением Правительства Ульяновской области  от 29.09.2021 № 447-П «Об утверждении Положения                  о  региональном государственном жилищном контроле (надзоре) на территории Ульяновской области» (далее – Положение о жилищном надзоре).

Положение о жилищном надзоре утверждено с учётом общих требований               к организации и осуществлению жилищного надзора, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1670 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)».

 

С 1 марта 2022 года положения Федерального закона № 248-ФЗ также будут применяться при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Ульяновской области (далее – лицензионный контроль).

В настоящее время Минстроем России в Правительство Российской Федерации внесён проект постановления Правительства Российской Федерации     «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами». Положение о лицензионном контроле на региональном уровне подлежит утверждению до 1 марта 2022 года. 

 

Информацию о контрольных (надзорных) мероприятиях нужно будет получать в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (Единый реестр).

Единый реестр аккумулирует всю информацию о контрольном (надзорном) мероприятии и включает в себя следующие сведения:

а) проводимые контрольными (надзорными) органами (далее – КНО) контрольные (надзорные) мероприятия (инспекционные визиты, документарные проверки, выездные проверки), профилактические мероприятия (объявление предостережения, проведение профилактического визита)

б) принятые КНО меры по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 90 Федерального закона № 248-ФЗ;

в) акты контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе размещённые акты в виде электронного образа (скан-копии) документов и (или) машиночитаемых документов;

г) решения КНО, принятые по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, и сведения об их исполнении контролируемыми лицами;

д) ход и результаты согласования органами прокуратуры плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, а также внесение в него изменений;

е) ход и результаты согласования органами прокуратуры внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий;

ж) привлечение к ответственности по результатам контрольных (надзорных) мероприятий с указанием структурных единиц нормативных правовых актов, устанавливающих ответственность за выявленное нарушение, вида назначенного контролируемому лицу наказания, размера наказания (при наличии), а также лица, привлеченного к ответственности;

з) жалобы на решения КНО, действия (бездействие) их должностных лиц в части текста жалобы, поданной с использованием государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности», статус рассмотрения, а также результат её рассмотрения;

и) результаты иного обжалования осуществленных действий, вынесенные акты или решения, если они повлекли за собой отмену или изменение соответственно акта или решения.

 

Правительство Российской Федерации детально определило, какие сведения     и в какой срок следует вносить в Единый реестр (постановление правительство российской федерации от 16.04.2021 № 604 «Об утверждении правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление правительства Российской Федерации от 28.04.2015             № 415».

 

Установлены также уровни доступа к ним:

- сведения открыты;

- сведения может видеть только контролируемое лицо после авторизации;

- сведения доступны после окончания конкретного события.

Чтобы получить доступ к сведениям в Едином реестре,  контролируемому лицу необходимо воспользоваться учётной записью на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – портал Госуслуги).

Контрольные (надзорные) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом нельзя провести до тех пор, пока информации о ней не будет размещена в Едином реестре. Есть исключения.

На решении о проведении проверки должен быть QR-код. По нему можно перейти к сведениям о контрольном (надзорном) мероприятии в реестре.

Вводится новый порядок обжалования действий (бездействия) КНО и его должностных лиц

Жалобу необходимо подавать через портал через портал Госуслуги.

 

С 01.01.2022 указанное правило действует для контролируемых лиц в сфере жилищного надзора, в том числе:

товариществ собственников жилья;

жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

ресурсоснабжающих организаций;

региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами;

юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

организаций, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности                        по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе                                их обслуживание и ремонт.

 С 01.03.2022  указанное правило начнёт применяться для контролируемых лиц в сфере лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, имеющих лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

С более подробной информацией можно ознакомиться на портале (https://knd.gosuslugi.ru).

Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения лицензиатом предписания.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен.

Законодательством предусмотрены переходные положения

Плановые проверки в сфере лицензионного контроля, начало проведения которых наступает после 28 февраля 2022 г., подлежат проведению в соответствии   с  Ежегодным планом, утверждённым на 2022 год.

Проверки, которые к 1 января (в сфере жилищного надзора) и к 1 марта                 (в сфере лицензионного контроля)  2022 года не закончились, проводятся и оформляются по правилам, действовавшим на момент их начала. По тем же правилам нужно их обжаловать, даже если организация подаёт жалобу после                1 января (1 марта) соответственно.

Если жалобу подали до 1 января (1 марта) 2022 г., она подлежит рассмотрению в порядке, который действовал на дату начала проверки.

 

Новые ограничения сроков проведения КНО и порядок уведомления                об их проведении

Документарная проверка длится не более 10 рабочих дней. Срок отсчитывается от момента, когда истребованные документы представлены проверяющим.

Выездная проверка - не более 10 рабочих дней. Общее время взаимодействия проверяющих с малым бизнесом ограничено - не более 15 часов для микропредприятий, не более 50 часов для остальных. О внеплановой выездной проверке предварительно уведомят не позднее чем за 24 часа.

Инспекционный визит - не более 1 рабочего дня на одном объекте. Проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.

Кроме того, есть общее правило: если имеется угроза причинения вреда, любое внеплановое контрольное мероприятие можно проводить без уведомления.

 

Новый порядок взаимодействия информирования контролируемых лиц

До 31.12.2023  сохраняется возможность осуществления информирования контролируемых лиц, составления и направление документов и сведений в их адрес на бумажном носителе с использованием почтовой связи.

Указанный способ информирования применяется в случае невозможности направления информации в электронной форме либо по запросу контролируемого лица (часть 9 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ).

 

Согласно части 5 статьи 21 Федерального закона № 248-ФЗ контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если сведения о контрольных (надзорных) мероприятиях размещены в Едином реестре и в том числе направлены электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контрольному (надзорному) органу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора).

 

 Органы государственного жилищного надзора при организации и осуществлении государственного жилищного надзора используют информацию, в том числе размещённую в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ) (часть 11 статьи 20 ЖК РФ).

 

Поставщики информации в ГИС ЖКХ обязаны размещать в ГИС ЖКХ информацию об адресе электронной почты управляющей организации, товарищества, кооператива, ресурсоснабжающей организации (приказ Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»).

 

Для обеспечения надлежащего информирования о проводимых Агентством государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области  (далее – Агентство) контрольных (надзорных) мероприятиях в сфере жилищного надзора и лицензионного контроля контролируемым лицам рекомендуется актуализировать информацию об адресе электронной почты в ГИС ЖКХ либо официально представить в Агентство сведения об адресе электронной почты.

 

Профилактика нарушений

Приоритетным направлением в осуществлении контрольной (надзорной) деятельности является реализация мероприятий по профилактике нарушений, в том числе:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) объявление предостережения;

4) консультирование;

5) профилактический визит.

 

Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности                     по управлению многоквартирными домами, не позднее чем в течение одного года   с момента начала такой деятельности, а также в отношении объектов контроля, отнесённых к категории высокого риска.

 

Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица или с использованием видео­конференц-связи.

 

Срок проведения профилактического визита составляет один рабочий день.

 

Агентство осуществляет консультирование по следующим вопросам:

1) организация и осуществление жилищного надзора и лицензионного контроля;

2) порядок проведения профилактических мероприятий;

3) предмет жилищного надзора и лицензионного контроля.

 

02.02.22 11:37
    ?
    Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
    Расскажите о проблеме
    Написать сообщение

    Новости