Поиск по сайту

Информация об антикризисных мерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Информация об антикризисных мерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства

25.05.2022

В текущих сложных для отрасли условиях хозяйствования, вызванных в том числе ростом цен на строительные ресурсы, оборудование, комплектующие, а также их дефицитом в связи с «разрывами» логистических цепочек поставок и необходимостью импортозамещения, а также ростом стоимости привлечённых кредитных средств, Правительством принимается комплекс мер, направленных на нивелирование складывающихся рисков.

В соответствии с Планом первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (далее – План первоочередных действий) приняты следующие нормативные правовые акты, направленные на нивелирование негативных последствий складывающейся в 2022 г. макроэкономической ситуации для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения:

1.  Постановление Правительства РФ от 04.04.2022 № 582 «Об
особенностях установления (корректировки) тарифов регулируемых
организаций в сфере теплоснабжения, сфере водоснабжения и
водоотведения в 2022 и 2023 годах».

Постановлением предусматривается, что в случае неисполнения обязательств по созданию и (или) реконструкции, модернизации объекта концессионного соглашения, реализации инвестиционной программы (а также при недостижении утвержденных плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности) в 2022 году не применяются положения об уменьшении на очередной финансовый год необходимой валовой выручки регулируемой организации, а также о ежегодной корректировке долгосрочного тарифа.

В настоящее время ФАС России вносит соответствующие изменения в методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

2.  Постановление Правительства РФ от 30.04.2022 № 785 «Об
особенностях корректировки инвестиционных программ организаций,
осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере
теплоснабжения, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение,
холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в 2022 году».

В целях максимального учета возникших экономических обстоятельств в 2022 г. требуется более продолжительный период подготовки корректировки инвестиционной программы.

Основные позиции:

1) перенос предельного срока подачи заявлений о внесении изменений в инвестиционные программы с 30 августа на 30 ноября, и до 20 декабря



2

продляется срок принятия уполномоченным органом (субъекта РФ, органа местного самоуправления) решений об утверждении вносимых изменений или об отказе (за исключением заявлений о корректировке инвестиционных программ, связанной с мероприятиями по подключению (технологическому присоединению).

2) устанавливается упрощенный порядок согласования и утверждения в
2022 году проектов корректировки инвестиционных программ, направленных
регулируемыми организациями в уполномоченный орган в период с 31 августа
по 30 ноября текущего года.

3)     одновременно предусматривается, что заявление высшего
должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного
органа субъекта РФ) о планируемом установлении предельных индексов
изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в
муниципальных образованиях, превышающих индексы изменения размера
вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту
РФ, представляются в ФАС России для согласования до 10 декабря 2022 года
и подлежат рассмотрению в течение 5 рабочих дней.

4)  в целях учета при тарифном регулировании на 2023 год затрат
на реализацию инвестиционных программ с учетом решения о внесении
изменений в инвестиционную программу органам исполнительной власти
субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов)
предоставлено право до 1 февраля 2023 года принять решение о пересмотре с
1 июля 2023 года долгосрочных тарифов и (или) долгосрочных параметров
регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и
водоотведения, установленных на 2023 год, в части таких затрат.

3. Постановление Правительства РФ от 30.04.2022 № 796 «Об особенностях использования средств, начисленных в 2022 году в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения».

В 2022 году приостановлено введённое пунктом 26(1) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения ограничение использования начисленной платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения на реализацию производственной программы и выплату займов и кредитов по ней свыше 50 % (основная цель введенного ограничения - стимулирование направления средств данной платы на мероприятия инвестиционной программы).

Соответственно, в текущем году организации водопроводно-канализационного хозяйства могут использовать данную плату согласно целям, установленным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ № 644, без каких-либо ограничений в части расходов на операционную или инвестиционную деятельность.

Согласно пункту 123(5) Правил средства, полученные в виде платы за негативное     воздействие     на     работу     централизованной     системы



3

водоотведения, используются целевым образом в качестве источника финансирования производственной и (или) инвестиционной программ, на выполнение иных мероприятий, связанных с ремонтом, реконструкцией или строительством объектов централизованных систем водоотведения, а также в качестве средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию производственной и (или) инвестиционной программ.

4) Постановление Правительства РФ от 09.05.2022 № 835 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям жилищно-коммунального хозяйства и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации жилищно-коммунального хозяйства».

Основные позиции:

- кредит привлекается на срок до 12 месяцев на пополнение оборотных
средств (на цели текущей операционной деятельности, в том числе авансовых
платежей, исключения по отдельным операциям приведены в постановлении);

- получателем субсидии является кредитная организация, включенная по результатам отбора Минстроем России в перечень получателей субсидии и заключившая соглашение о предоставлении субсидии (до 20 мая на едином портале и (или) на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Минстроем России будет размещено объявление о проведении отбора);

-   в составе требований к кредитным договорам в том числе
предусмотрены:

дата заключения после 11.05.2022 (дата вступления в силу постановления № 835);

предельный размер кредита (рассчитывается исходя из квартальной выручки заемщика в 2021 году, умноженной на 0,7 и на изменение индекса цен производителей промышленных товаров "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" за I - III кварталы 2021 г. по отношению к аналогичному периоду 2020 года. При этом предельный размер не может превышать 5 млрд. рублей для заемщика, являющегося юридическим лицом, входящим в группу лиц системообразующей организации, 10 млрд. рублей для заемщика, являющегося системообразующей организацией, 10 млрд. рублей для группы лиц одной системообразующей организации);

льготная процентная ставка (11 процентов годовых) и пр.

-   в составе требований к заемщику помимо общих требований
предусмотрены следующие: не является государственным или
муниципальным унитарным предприятием; обеспечивает сохранение
занятости на период действия кредитного договора (соглашения) не менее 85
процентов среднесписочной численности работников).



4

5) Постановление Правительства РФ от 20.05.2022 N 912 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях установления особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения», которым закреплены ряд временных особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, газо-, тепло- и водоснабжения и водоотведения в 2022–2023 годах.

В частности, актом:

-    установлено, что с 28 февраля по 31 декабря 2022 г. при начислении пеней за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по оплате энерго- и коммунальных ресурсов и услуг по их транспортировке, взамен ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, используется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на 27 февраля 2022 года;

-    установлено, что в 2022 и 2023 годах не применяются положения об ограничении объема финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционных программ (в сфере водоснабжения и водоотведение также производственных программ), объемом таких потребностей, определенным в соответствии с укрупненными нормативами цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры.

Также в настоящее время разработаны и проходят согласительные процедуры, предусмотренные Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 № 260, либо внесены в Правительство Российской Федерации следующие проекты нормативных правовых актов:

1) Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения», которым предлагается закрепить ряд временных особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, газо-, тепло- и водоснабжения и водоотведения в 2022–2023 годах (разработчик Минэнерго России).

В частности, проектом акта предлагается:

- установить, что с 28 февраля по 31 декабря 2022 г. при начислении пеней за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по оплате энерго- и коммунальных ресурсов и услуг по их транспортировке, взамен ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, используется ключевая ставка



5

Центрального банка Российской Федерации, действующая на 27 февраля 2022 года;

- установить, что в 2022 и 2023 годах не применяются положения об ограничении объема финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционных программ, объемом таких потребностей, определенным в соответствии с укрупненными нормативами цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры.

2) Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и признании утратившим силу пункта 2 изменений, которые вносятся в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Предлагается дифференцировать размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в зависимости от соотношения среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина и величины прожиточного минимума (разработчик Минстрой России).

31.05.22 12:15
    ?
    Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
    Расскажите о проблеме
    Написать сообщение

    Новости