Поиск по сайту

Информация по вопросу установки общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, в котором требуется капитальный ремонт системы отопления, либо максимальный объем потребления тепловой энергии в котором составляет менее чем 0,2 Гкал в час

В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу правомерности установки общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, в котором требуется капитальный ремонт системы отопления, либо  максимальный объем потребления тепловой энергии в котором составляет менее чем 0,2 Гкал в час, Главная государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области  (далее  – Инспекция), разъясняет следующее.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) установлено обязательное требование о том, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

При этом законом предусмотрены исключения.

Требования данной нормы закона в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 Гкал в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Из вышеизложенного следует, что в  указанных случаях обязанность  собственников помещений в многоквартирном доме обеспечивать учет тепловой энергии  отсутствует.

Соответственно собственники помещений в многоквартирном доме в данном случае не обязаны нести расходы на установку общедомового прибора учета тепловой энергии, и действия ресурсоснабжающей организации либо управляющей организации по выставлению собственникам помещений платы за установку данного прибора учета и его дальнейшую эксплуатацию  могут быть оспорены собственниками в судебном порядке.

Следует различать обязанность собственников помещений в многоквартирном доме обеспечивать учет тепловой энергии и возможность организации коммерческого  учета тепловой энергии в многоквартирном доме при наличии технической возможности обеспечить такой учет.

В городе Ульяновске имеется судебная практика (решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10.09.2013), о том, что Федеральный закон № 261-ФЗ не запрещает организовывать учет энергоресурсов на объектах с тепловой нагрузкой менее 0,2 Гкал/час.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового приборов учета, утверждены приказом Минрегиона Российской Федерации от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» (далее – Приказ № 627).

Согласно пункту 2 Приказа № 627 техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 данного документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

В силу подпункта «а» пункта 2 Приказа № 627 при установленной  необходимости проведения капитального ремонта внутридомовой инженерной системы  теплоснабжения многоквартирного дома отсутствует техническая возможность установки общедомового прибора учета тепловой энергии.

Пунктом 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), установлено, что капитальный ремонт общего имущества проводится для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества.

Согласно пункту 22 Правил № 491 факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 2.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, определено, что организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта.

Таким образом, необходимость проведения капитального ремонта системы отопления может быть установлена управляющей организацией при проведении общих сезонных осмотров многоквартирных домов, а также Главной государственной инспекцией регионального надзора Ульяновской области при осуществлении мероприятий по региональному государственному жилищному надзору за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Кроме того, необходимость проведения капитального ремонта  в многоквартирном доме может быть установлена судом.

В тех случаях, когда факт необходимости проведения капитального ремонта системы отопления в многоквартирном доме был установлен в соответствии с вышеуказанным порядком и не был отражен в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки такого прибора, составленном в соответствии с требованиями Приказа № 627, когда такой акт не составлялся, а ресурсоснабжающей организацией либо управляющей организацией был установлен общедомовой прибор   учета тепловой энергии, их действия могут быть оспорены собственниками помещений в многоквартирном доме в судебном порядке.

Приказ № 627 также не предусматривает критерием признания отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме наличие максимального объема потребления тепловой энергии в многоквартирном доме  менее чем 0,2 Гкал.

Вопрос организации коммерческого учета поставляемой потребителям тепловой энергии урегулированы также законодательством о теплоснабжении.

Частью 6 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) установлено, что коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя:

1) установку приборов учета;

2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.

Согласно части 7 данной нормы коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов и должны содержать, в частности:

1) требования к приборам учета;

2) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях их коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения;

3) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем;

4) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.

Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации  от 18.11.2013  № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (далее – Правила № 1034).

Характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях их коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения установлены разделом III Правил № 1034.

Пунктом 98 Правил № 1034 установлено, что в открытых и закрытых системах теплопотребления, суммарная тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, на узле учета с помощью приборов определяется только время работы приборов узла учета, масса (объем) полученного и возвращенного теплоносителя, а также масса (объем) теплоносителя, расходуемого на подпитку.

Иных послаблений при учете тепловой энергии и теплоносителя законодательство о теплоснабжении не устанавливает.

 

 

 

 

 

 

    ?
    Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
    Расскажите о проблеме
    Написать сообщение

    Новости