Поиск по сайту

ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ по результатам правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Агентства регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области за 2019 год.

 

ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ

по результатам правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Агентства регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области за 2019 год.

 

 

         16 марта 2020 года на базе Ульяновского государственного технического университета были проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Агентства регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области.  В мероприятии принимали участие и выступили:

- руководитель Агентства Симунова М.В.;

- декан строительного факультета УлГТУ Тур В.И.;

- директор ОАУ "Ульяновскгосэкспертиза" Сухов В.П.;

- директор Ульяновского областного фонда  защиты прав граждан-участников долевого строительства Плохих Д.И.;

- представители органов исполнительной власти Ульяновской области и общественных организаций;

- представители застройщиков и др.

 

   

         Руководителем Агентства Симуновой Мариной Валерьевной были озвучены результаты правоприменительной практики Агентства за 2019 год, вопросы противодействия коррупции в сфере строительства, результаты исполнения мероприятий ведомственной программы противодействия коррупции в Агентстве на 2019-2021 годы за 2019 год. Были обозначены основные задачи  Агентства и выполнение поставленных задач по обеспечению надлежащего качества и безопасности строящихся и реконструируемых объектов, а также задач по повышению качества проведения контрольно-надзорных мероприятий.

 

 

 

     Приоритетные задачи Агентства:

 - осуществление надзора за соответствием выполняемых работ и применяемых строительных материалов, а также соответствие выполненных работ требованиям проектной документации;

 - осуществление    экологического   контроля, санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора в рамках государственного строительного надзора;

 - предотвращение создания объектов, строительство и эксплуатация которых не отвечает требованиям действующего законодательства, а также требованиям конструктивной и эксплуатационной надежности.

     В целях реализации поставленных задач Агентством разработана  и утверждена Публичная декларация целей и задач, которая размещена на официальном сайте. Отчеты по выполнению публичной декларации также размещаются на сайте Агентства.

   Особенности осуществления государственного строительного надзора позволяют своевременно предупредить, выявить и пресечь нарушения, допущенные застройщиком.Также немаловажным фактором при работе регионального государственного строительного надзора стало стремление к повышению качества регуляторной среды для бизнеса на территории Ульяновской области. При работе с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями делается упор на предупреждение возникновения аварийных ситуаций, а также недопущение нарушений в области строительства. Возбуждение административных дел, наложение штрафов является крайней мерой при работе с нарушителями, когда иные методы не приносят результатов.

 

Доклад об осуществлении регионального государственного строительного надзора за 2019 год

1.      Основные задачи Агентства.

Региональный государственный строительный надзор.

 

Агентство регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области осуществляет региональный государственный строительный надзор на территории Ульяновской области в соответствии с требованиями действующего законодательства.

         В рамках регионального надзора Агентство взаимодействует с другими органами государственного контроля (надзора) и участвует в проведении проверок совместно с представителями органов прокуратуры, УМВД, МЧС и иными надзорными органами.

 2. Итоги работы за 2019 год.

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации план проведения проверок в Госстройнадзоре Ульяновской области не формируется. Все проверки проводятся в рамках программы проверок, которые составляются на каждый объект индивидуально.

На конец 2019 года под надзором Агентства находилось 228 объектов капитального строительства, что на 64 объекта меньше чем в 2018 году. Из них 32 объекта реконструкции и 196 объектов строительства.

В течение 2019 года к осуществлению регионального государственного строительного надзора приступили на 122 новых объектах капитального строительства:

- строительство многоквартирных жилых домов;

- межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов на территории Ульяновской области, газификация с.Красный Бор, с.Мордавский Белый ключ Вешкаймского района Ульяновской области;

- строительство автозаправочной станции;

- очистные сооружений фабрики ООО «Марс»;

- строительство гидротехнических берегоукрепительных сооружений Куйбышевского водохранилища;

- торговые центры;

- строительство водоводов;

- реконструкция склада металлоконструкций и металлоизделий в Заволжском районе г.Ульяновска;

- строительство корпуса по окраске магистральных и воздушных судов российского и зарубежного производства в Чердаклинском районе Ульяновской области;

- строительство здания детского сада на 160 мест по ул.Ветеринарная г.Ульяновска;

- реконструкция автомобильной дороги «Барыш-Инза-Карсун-Урено-Карлинское-Юлово» Инзенского района Ульяновской области;

- строительство завода убоя крупнорогатого скота 100 голов в смену с мясопереработкой в Чердаклинском районе Ульяновской области;

- реконструкция зданий корпусов № 1,2,4 торгового комплекса «Звезда» в Засвияжском районе г.Ульяновска;

- реконструкция водопровода в Кузоватовском районе Ульяновской области;

- строительство комплекса зданий и сооружений по производству строительных материалов в Сенгилеевском районе Ульяновской области;

- строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном в г.Ульяновске;

- строительство индустриального парка (2 очередь) портовой особой экономической зоны в Чердаклинском районе Ульяновской области;

- комплексное строительство многоквартирных жилых домов в Ленинском районе (ЖК «Маршал», ЖК «Нордпарк», ЖК «Премьер-Сити»), Железнодорожном районе (ЖК «Свобода», микрорайон «Университетский квартал», ЖК «Современник Магма»), Засвияжском районе (ЖК «Аквамарин», ЖК «Новая жизнь», микрорайон «Юго-Западный», ЖК «Европа» и Заволжском районе (ЖК «Престиж», «ЖК «Волжские кварталы», микрорайон «Центральный», ЖК «Гринпарк», ЖК «Прибрежный», ЖК «Триумф-парк» г.Ульяновска, а также строительство ЖК «Порт» в г.Димтровграде;

- строительство общеобразовательной организации (корпус 2) МОУ «Тереньгульский лицей при УлГТУ» на 300 учащихся (12 классов) в р.п. Тереньга Ульяновской области;

- строительство здания дошкольной общеобразовательной организации на 120 мест с бассейном в с.Большой Черклей Николаевского района Ульяновской области;

- строительство спортивного комплекса с искусственным льдом в Железнодорожном районе г.Ульяновска;

- строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном и универсальным игровым залом в р.п.Кузоватово Ульяновской области;

- строительство многоквартирного жилого дома с выставочным залом, лекторием по ул.Строителей в г.Димитровграде;

- строительство комплекса «Школа-сад с плавательным бассейном» в р.п. Ишеевка Ульяновского района;

- реконструкция канализационных очистных сооружений в г. Новоульяновске;

- строительство второго пускового комплекса первой очереди строительства мостового перехода через р.Волга в г.Ульяновске (2этап).

 

По результатам надзорных мероприятий за 2019 год выявлено 203 нарушения, за аналогичный период прошлого года было выявлено 415 нарушений.

В 2019 году выдано 106 положительных заключений о соответствии построенных объектов капитального строительства, а именно:

 - многоквартирные жилые дома - 29

- социальные объекты – 3

- административные объекты – 14

- линейные объекты – 38

- прочие – 22

В 2019 году проведено 805 проверок в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Ульяновской области, что на 145 проверок больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличение количества проверок связано с поступлением в Агентство дополнительной информации и обращений от органов власти и граждан. После внесения изменений в Градостроительный кодекс
РФ региональный государственный строительный надзор осуществляется на всех мжд не зависимо от этажности. Объекты не поднадзорные Агентству также могут быть проверены, даже без согласования с органами прокуратуры.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2018 года изменений                              в постановление Правительства № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» в части применения риск-ориентированного подхода по осуществлению контрольно-надзорной деятельности в строительной отрасли Агентством для вновь строящихся объектов исполняются законодательные требования по присвоению категорий риска объектам строительства, а также учитывается, что при составлении программы проверок, количество проверок на объекте строительства должно быть не более 12 проверок для категории высокого риска.

Результатом применения Агентством риск-ориентированного подхода явилось сокращение количества внеплановых проверок, проводимых по программе проверок, но тем не менее контроль за качеством работ не ослабевает и остается по-прежнему на высоком уровне.

В 2019 году юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями результаты проведения проверок в суде не оспаривались.

3. Административная практика.

 При выявлении нарушений строительных норм и проектных решений должностными лицами Госстройнадзора Ульяновской области возбуждаются производством дела об административном правонарушении и выдаются обязательные для исполнения предписания.

За 2019 год Агентством было выявлено 62 административных правонарушения, назначено 48 административных наказаний, общая сумма назначенных штрафов, включая штрафы назначенные Арбитражным судом, составила 718 тысяч рублей.

За 2019 год специалистами Агентства было выдано 44 предписания, установлено 19 случаев невыполнения в установленный срок законного предписания, материалы административных дел были направлены в суд.

При работе с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями делается упор на предупреждение возникновения аварийных ситуаций, а также недопущение нарушений в области строительства. Возбуждение административных дел, наложение штрафов является крайней мерой при работе с нарушителями, когда иные методы не приносят результатов.

 4. Основные направления деятельности Агентства.

 В 2019 году продолжает уделяться особое внимание вопросам осуществления строительного контроля заказчиком, подрядчиком, Агентством предоставлялась постоянная консультативная помощь организациям-застройщикам. В Агентстве ежеквартально проводились совещания с представителями застройщиков, где рассматривались и обсуждались актуальные вопросы: изменения внесенные в законодательство Российской Федерации в строительной сфере в 2019 году, сведения и информация, направленная на предотвращение нарушений со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Ежеквартально так же проводятся совместные публичные слушания по результатам правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Агентства регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области, с приглашением застройщиков Ульяновской области, где рассматривается выполнение поставленных задач по обеспечению надлежащего качества и безопасности строящихся и реконструируемых объектов, а также задач по повышению качества проведения контрольно-надзорных мероприятий.

На своем официальном сайте Госстройнадзор Ульяновской области систематически размещается информация об изменениях в законодательстве РФ, проведении мероприятий по предотвращению нарушений при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.     

При работе с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями делается упор на предупреждение возникновения аварийных ситуаций, а также недопущение нарушений в области строительства. В Агентстве разработана и утверждена Программа профилактики правонарушений, которая размещена на официальном сайте Агентства.

 5. Задачи на 2020 год.

По итогам работы регионального государственного строительного надзора были разработаны и сформированы следующие задачи на 2020 год.

1. Реализация мероприятий по реформе контрольно-надзорной деятельности, в том числе:

-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушений (предостережения, разъяснения, обзор практики, информирование о деятельности);

-соблюдение риск-ориентированного подхода при формировании программы проверок;

- информатизация контрольно-надзорной деятельности (ведение единого реестра проверок (ЕРП), и типового облачного решения (ТОР КНД));

 - актуализация перечня нормативно-правовых актов.

2.Обеспечение соблюдения требований законодательства об энергоэффективности (методы натурных испытаний, оформление энергетических паспортов).

3.Организация приемки объекта в состоянии 100% готовности мероприятий по благоустройству и мероприятий по обеспечению доступности инвалидов.

4. Повышение эффективности надзорных мероприятий:

- ограничение предельного срока исполнения выданного предписания –  шесть месяцев;

 - разработка системы оценки эффективности надзорных мероприятий, проводимых инспектором, с учетом показателя «выявляемости» нарушений, выданных предостережений и исполненных предписаний об устранении нарушений.

Подведение итогов работы проводится ежеквартально в целях выработки мер, направленных на повышение эффективности деятельности Агентства.

6. Проблемные вопросы

 Анализ применяемых нормативных правовых актов показал, что в законодательстве, регулирующим отношения по осуществлению  государственного строительного надзора, имеются пробелы.

В целях качественного осуществления функций государственного  строительного надзора необходимо внести изменения в законодательство по следующим вопросам:

- огромной проблемой строительной отрасли остаётся низкое качество проектной документации и заключений негосударственной экспертизы проектной документации.

-на сегодняшний день экспертные заключения, предоставляемые для осуществления регионального государственного строительного надзора, часто не содержат объем информации, достаточный для выполнения государственной функции. Из-за отсутствия конкретики невозможно установить какая именно проектная документация проходила экспертизу и в соответствие с какой проектной документацией объект должен быть построен.

- отсутствие обязательных требований по осуществлению авторского надзора, требование осуществления авторского надзора в градостроительном законодательстве носит рекомендательный характер ч. 1 СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» в связи с чем,  на объектах капитального строительства в большинстве случаях не осуществляется авторский надзор;

- отсутствие требований в законодательстве Российской Федерации прохождения экспертизы стадии «Рабочий проект». В соответствии с действующим законодательством экспертиза проектной документации при двухстадийном проектировании проводится на стадии «Проект».

- в связи с внесением изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации федеральным законом № 340-ФЗ от 03.08.2018 Агентство наделено дополнительными полномочиями по осуществлению контрольно-надзорных мероприятий при строительстве объектов, для которых не требуется прохождение государственной экспертизы, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства (на основании пункта 1.1. ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Однако в настоящее время отсутствует порядок, регламентирующий проведение проверок по указанным основаниям, что ведет к проблемам с  выполнением данной функции;

- нагрузка на инспекторский состав завышена в 2-3 раза, так же не обошла нас стороной «текучка кадров», с связи с чем остро стоит вопрос штатной численности. На сегодняшний день в Агентстве 14 инспекторов, которые осуществляют надзор на территории всей Ульяновской области.

 

Несмотря на множество проблемных вопросов мы продолжаем стремиться к повышению качества регионального государственного строительного надзора.

Так по результатам расширенного совещания в прокуратуре Ульяновской области с участием Губернатора Ульяновской области Морозова Сергея Ивановича, разработаны Предложения по актуализации и уточнению действующих положений градостроительного законодательства:

1. Обеспечить неукоснительное соблюдение требований по выдаче заключения государственной экспертизы в электронной форме.

2. Предусмотреть ответственность организаций, проводящих негосударственную экспертизу проектной документации, за нарушение требований по выдаче заключения государственной экспертизы в электронной форме.

3. Определить порядок обжалования заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий со стороны органов исполнительной власти и органов государственного строительного надзора.

4. Определить порядок применения части 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в том числе с указанием случаев, когда внесенные изменения в проект позволяют руководствоваться частью 3.8, а когда исключительно частью 3.9 указанной нормы.

5. Определить понятие «замена отдельных элементов конструкций» и «улучшающие показатели таких конструкций», а также уточнения термина «затрагивает» применительно к несущим строительным конструкциям.

6. Определить действия должностных лиц, осуществляющих государственный строительный надзор, при выявлении ими фактов несоблюдения застройщиком требований части 3.8 статьи 49 ГрК РФ, с уточнением порядка обжалования действий застройщика и главного инженера проектной организации при подтверждении неправомерности на указание ими исполнения требований части 3.8. статьи 49 ГрК РФ.

7. Определить возможность разделения строительства на этапы после получения положительного заключения экспертизы проекта без прохождения повторной экспертизы, а также невозможности выполнения работ по рабочей документации при внесении в неё изменений, которые затрагивают требования проекта без уточнения этих требований в проектной документации, с последующим её утверждением в установленном порядке.

Надеюсь данные изменения будут поддержаны и смогут облегчить работу строительной отрасли.

 

 

 

     После подведения итогов правоприменительной практики Агентства за 2019 год, присутствующим был продемонстрирован видеоролик по введенным и строящимся объектам на территории Ульяновской области, на которых осуществлялся государственный строительный надзор. Затем своё выступление представил директор Ульяновского областного фонда  защиты прав граждан-участников долевого строительства Плохих Дмитрий Игоревич.

     Далее своё выступление представил Председатель Общественного Совета Агентства, советник Губернатора Ульяновской области Сапрыгин Владимир Александрович.

 

   Затем итоги работы за 2019 год подвел директор «Ульяновскгосэкспертиза» Сухов Владимир Петрович.

   


 

    В целях подведения итогов публичного мероприятия, определения его эффективности и полезности было проведено анкетирование среди участников по следующим пунктам:

1)    85% опрошенных узнали о данном мероприятии благодаря уведомлению, поступившему от Агентства. Оставшиеся 15% - благодаря пресс-релизу на официальном сайте Агентства в сети «Интернет».

2)    76% опрошенных оценили соответствие проведенного мероприятия своим ожиданиям на 5 баллов из 5. Оставшиеся 24% опрошенных оценили соответствие  проведенного мероприятия своим ожиданиям на 4 балла из 5.

3)   82% опрошенных считают подобный формат общения очень полезным и примут участие в подобных мероприятиях. 5% опрошенных примут участие в подобных мероприятиях в зависимости от состава участников.

      В ходе анкетирования в адрес Агентства было выдвинуто предложение по совершенствованию организации и проведения подобных мероприятий. Работу Агентства регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области за 2019 год принято считать удовлетворительной.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

18.03.20 06:03
    ?
    Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
    Расскажите о проблеме
    Написать сообщение

    Новости